|
|
Поэтому мы поём -
Дэррил Типпенс
"Поэтому мы поем"
в формате "Word"
Возрождая чудо общинного пения
«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его»
Псалом 95:1-2.
ПОЭТОМУ МЫ ПОЕМ
«Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу»
К Ефесянам 5:18-19
«После Слова Божьего музыка заслуживает наивысшей похвалы»
Мартин Лютер
Когда я думаю о самых запоминающихся моментах в церкви, об ощущении наибольшей близости к Богу, почти всегда это связано с песнопениями. Я вспоминаю, как в детстве, когда моя мать шла на встречу со Христом в крещении, мы пели:
Слушайся, верь,
Нет другого пути
Обрести спасение -
Лишь в Иисусе Христе.
Будь то восторженные евангельские песнопения воскресной службы, духовные песни у костра или рождественские колядки – радость Божественной любви и чудо прощения входило в мой разум и в мое сердце в основном через музыку. Репертуар был обширным. Есть большая дистанция между «Несите снопы» и «На древо вознесенный», но любое пение неизменно глубоко затрагивало мою душу. Со временем я обнаружил, что в данном отношении не являюсь исключением. На самом деле количество людей, которых радикально изменили священные песнопения, достаточно велико.
В своей весьма оригинальной автобиографии «Милости на пути» Энн Ламотт рассказывает, как пришла к вере. В период отчаяния, в одинокие дни, затуманенные алкоголем, «СПИДом» и кокаином, неуклонно влекшие ее к погибели, произошло нечто совершенно неожиданное. В это мрачное время она оказалась на блошином рынке в Мартин-Сити, в Калифорнии; и там, проходя мимо маленькой унылого вида полуразвалившейся церкви, услышала самую что ни на есть необычную музыку. Она назвала ее «славным шумом». В то время Ламотт относилась к христианству враждебно. Она не выносила проповедей, но музыка привлекла ее, и в последующие недели она несколько раз возвращалась послушать ее в эту церковь . Пение, как говорит она, было:
«Насыщенным и звучным, идущим из самой глубины сердца. Не было никакого ощущения спектакля или суда - лишь чувство того, что музыка служила дыханием и пищей. Что-то зажатое и саднящее в моей душе стало таять и размягчаться. Непонятно каким образом пение размыло все барьеры и препятствия, которые раньше делали меня столь замкнутой. Сидя там, и вставая вместе со всеми, чтобы петь, подчас с такой дрожью и тошнотой, что казалось, еще чуть-чуть – и упадешь, я чувствовала, что больше самой себя, что обо мне заботятся, что меня возвращают к жизни».
В одно из воскресений в апреле 1984 года Ламотт вновь пришла в эту церковь. В тот день она осталась на проповедь, которая ее не впечатлила, но музыка была завораживающей:
«Последняя песня была столь глубокой, неподдельной и чистой, что мне просто некуда было деться. Люди как будто пели между строк, рыдая и ликуя одновременно, и я чувствовала, как будто их голоса – или что-то еще – качали меня на коленях, обнимали, как напуганного ребенка; я открылась этому чувству – и оно накрыло меня с головой».
По словам Ламотт, «именно музыка притянула меня к себе и широко раскрыла мое сердце». В тот день она решила стать христианкой.
Трудно найти историю, которая бы столь ярко демонстрировала способность музыки захватывать человека и побуждать его к действию. На протяжении веков музыка была одним из главных средств обращения и духовного назидания, и то же самое удивительным образом происходит в наше время. Для большинства верующих музыка - не украшение или орнамент, и не иллюстрация некой богословской истины; музыка – Благая Весть в слове и звуке, чистейшее и мощнейшее выражение Божьего присутствия и Его трансцендентности, и лучший способ задействовать наше сердце и воображение, наше тело и душу.
Великий теолог Карл Барт как-то написал: «Христианская община поет. Это не хоровое общество. Ее пение – не концерт. Но из внутренней существенной необходимости она поет. Пение есть высшая форма человеческого выражения… Мы можем и должны сказать с полной уверенностью, что община, которая не поет – это не община» (выделено мной). Сердцем мы знаем истину богословского прозрения - чтобы быть народом Божьим, христиане на службе должны хвалить Бога устами. Полногласное и полнозвучное общинное пение занимает центральное место в самоопределении и миссии церкви Иисуса Христа.
Однако с общинным пением в наши дни происходит нечто, имеющее фундаментальный характер. В некоторых религиозных общинах оно под угрозой умирания. Лидеры различных церквей давно свидетельствуют о том, что практика общинного пения ослабевает. Целые общины забывают петь; они забывают, как петь; они забывают передавать трехтысячелетнее наследие, восходящее к практике древнего Израиля и церквей первого века.
Полнокровное и сильное пение можно сохранить, но произойдет это главным образом не с помощью споров. Скорее пламенная практика завоюет сердца прихожан. Один из наиболее страстных защитников общинного пения «а капелла» - выдающийся менонитский музыковед Мэри Ойер. Она говорит:
«У нас замечательное наследие. Я думаю, что мы сохраним его, только если будем петь. Мы должны петь гораздо больше. Мы должны практиковаться в действии. Пойте больше. Продолжайте петь. Пойте. Пойте. Пойте. Пойте перед церковью. Пойте в церкви. Пойте после церкви. Просто делайте это».
Мэри Ойер понимает, что у людей короткая память. Если всего одно поколение забывает, как петь, если всего одно поколение утрачивает неподдельную радость сильного общинного пения, сохранить практику будет трудно. Если мы теряем полнокровное и мощное общинное пение гимнов, мы теряем одно из величайших церковных средств обращения, наставления и духовного развития.
Если мы серьезно настроены сохранить эту освященную веками практику, то должны узнать, почему общинное пение – не просто странноватая «отличительная черта» наших церквей. Скорее, мы должны понять его как неотъемлемое качество живой общины верующих. На следующих страницах я хочу достичь двух целей: во-первых, вспомнить некоторые основные причины того, почему пение занимает центральное место в жизни церкви; и, во-вторых, предложить некоторые способы его сохранения и обновления.
ПЕНИЕ СВЯЗЫВАЕТ НАС С БОГОМ
Люди часто меняют церкви по причинам духовного характера. Одна из причин состоит в том, что члены церкви испытывают голод по Богу. Если они не чувствуют, что Бог присутствует на богослужении, то становятся неудовлетворенными и ищут Его в другом месте. Люди хотят опыта присутствия Бога, а не просто рассудочного знания о Нем. Причем это не какое-то отклонение эпохи постмодерна. Это едва ли не извечный вопль человеческого сердца: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Псалом 34:9); «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Псалом 83:3).
Что мы можем предложить этим пилигримам, ищущим Бога? Пение гимнов – важная составляющая ответа на этот вопрос. Подобно Псалмам (которые, в конце концов, являются текстами песнопений) наши церковные песнопения обладают уникальной способностью утолять человеческий голод по Богу. Таинственным образом священные песнопения соединяют ум и сердце, пробуждая преданность, покаяние, печаль, радость и благоговение. Когда мы поем «Великий Бог», «Священная Глава» или «Вхожу один Я в сад», слова и музыка приглашают прихожан войти в Божественное присутствие.
В традиции свободной церкви, частью которой являются церкви Христа, к тайне и таинствам относятся с подозрением. Мы всегда склонны были подчеркивать правильное знание (доктрину) и правильное действие (этику и поведение). Как кто-то остроумно заметил, мы хорошо умеем поклоняться «всем, что выше шеи». Мышление, доктрина и этика, конечно, очень важны; но мы должны признать очевидное: их одних недостаточно для поддержания нашей веры. Можно знать правильные вещи, но спотыкаться. Наши сердца вопиют о большем – о Божественной встрече. Мы хотим вступить в Вефиль (дом Божий) и воскликнуть «Истинно Господь присутствует на месте сем!» (Бытие 28:16). Нам нужны не просто воспоминания о Боге, Который однажды коснулся Своего творения; мы хотим приобщиться к Нему сегодня.
Если таинство есть земное средство для встречи с Божественным, тогда для многих из нас песнопения служат позволительным таинством. Песнопения дают возможность ощутить нашу веру и выразить преданность наших сердец Богу. Хотя мы и не пользуемся этим словом, «таинство» пения давно служит для нас главным средство контакта со священным. Когда мы поем, то чувствуем, что Бог присутствует рядом с нами: «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля», возвещает псалмопевец (21:4). В пении мы ощущаем Божье величие, Его силу и великолепие. Хотя это же может происходить в молитве, при чтении Писания, на причастии или во время проповеди, для многих это происходит благодаря музыке.
По словам Джорджа Герберта, величайшего английского духовного поэта и выдающегося музыканта, церковная музыка - это «путь к вратам на Небо». Современные композиторы, организаторы богослужений и теологи высказывают схожую мысль. «Поклонение зиждется на чуде», объясняет Мэтт Редман, который вместе со свой женой Бэт стал автором популярного современного гимна «Благословенно имя Твое»:
«Мы можем ценить по достоинству, восхищаться, и, пожалуй, даже обожать что-то без ощущения чуда. Но мы не можем поклоняться без чуда. Чтобы поклонение было поклонением, оно должно содержать в себе нечто от неотмирности Бога … [Бог] несказанно славен – несравненно велик и непревзойденно могуществен. Он находится за рамками человеческого рассудка – вне досягаемости даже для самых возвышенных и ученых умов. Неисчерпаемый, неизмеримый и непостижимый – вечный, бессмертный и невидимый».
Христианские песнопения приглашают нас восхититься Божьим присутствием, а не просто мыслям о Нем. Музыка возводит нас к Божьей несравненной силе, красоте и трансцендентности – к Его полной неотмирности.
Без музыки нам остается лишь говорение. Проблема говорения в его склонности ставить говорящего в положение имеющего власть. Оно ставит человека во главе, что может граничить с опасной заносчивостью, когда дело касается разговора о Всемогущем. Иное, более смиренное положение духа возникает при поклонении и пении. Когда мы поем, есть ощущение того, что не мы главные. Нас ведет музыка – по крайней мере, так должно быть. Опыт Энн Ламотт показывает, как мы можем подчиниться власти песнопения (и поэтому Духу – Реальности, стоящей за музыкой): «Я чувствовала, как будто их голоса – или что-то еще – качали меня на коленях, обнимали, как напуганного ребенка; я открылась этому чувству – и оно накрыло меня с головой». Музыка обладает такой силой объять нас, раскрыть и погрузить в себя. Это происходит с нами. И когда такой процесс воспринимается всерьез – когда происходит погружение в него всего тела – это приводит нас к Богу.
ПЕНИЕ МЕНЯЕТ НАС
Фундаментальный момент в христианстве – изменение, и пение меняет нас весьма необычным образом. Как часто я приходил в церковь несобранным, занятым своими мыслями, с чувством одиночества; но в пении, окруженный десятком, или сотней, или тысячей голосом, я таинственно преображался. Способность церковного пения пробуждать и вести нас красноречиво описана целым рядом авторов. В древние времена Августин Иппонский рассказывает о том, как пение сыграло главную роль в его решении стать учеником. Обращаясь к Богу в своей «Исповеди», великий богослов пишет:
«Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей Церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина отцеживалась в сердце мое, я был охвачен благоговением; слезы бежали, и хорошо мне было с ними».
Пение не только меняет каждого из нас в отдельности; оно меняет и общину в целом; оно поистине способно изменить мир. Эли Визель, нобелевский лауреат, переживший Холокост, написал: «В песне … ты взбираешься к высочайшему дворцу. Из этого дворца ты можешь влиять на всю вселенную со всеми ее тюрьмами. Песня – лестница Иакова, забытая на Земле Ангелами. Пойте, и победите смерть; пойте, и разоружите неприятеля».
ПЕНИЕ ВНУШАЕТ ВЕРУ
Когда мы верим, мы поем. Но часто действия происходят в обратном порядке: вначале мы поем, а потом верим. Вера не всегда ведет к песне. Песня ведет к вере. Сколько миллионов детей поверили потому, что их научили петь: «Любит Иисус меня, говорит мне Библия»? В простом акте пения тихо, потаенно рождается – или возрождается – вера.
Билл Хендерсон, романист, издатель, основатель «Пушкарт Пресс» и влиятельной премии Пушкарта, вспоминает замечательный пример преображающей силы песнопений. Зимним вечером 1990-го года Хендерсон оказался в церкви своей жены, куда раньше он отказывался ходить. Хотя он уже махнул рукой на христианство, но в то воскресенье все же решил отправиться в церковь вместе с женой из-за небывалого бурана – отпускать жену с дочкой одних было слишком опасно. Он пишет:
«… Через церковные двери я вошел в почти пустое помещение … Пришло лишь человек десять, живших поблизости. Служитель стал запевать. Простые непоставленные голоса заглушало толстое покрывало снега на крыше. Снаружи была полная тишина – ни шума машин, и вороньего карканья. Мы были словно в римских катакомбах, как в самом начале. Нас не будил ни орган, ни рояль. Мы пели, как могли, пропуская слова, путая ноты, но своими безыскусными голосами исповедуя друг другу все под кружение метели.
Не помню, что это был за гимн, но вдруг у меня перехватило дыхание от переполнившего меня чувства узнавания. В нашем пении была любовь, которую я искал, как ищем ее все мы. Тогда я понял, что хочу остаться в этом маленьком доме. Благодаря этой песне и моей дочери Холли, певшей рядом со всей своей простотой и невинностью, я вернулся в церковь отца и матери.
Через полгода я уже был членом этой церкви, а спустя годы принял предложение стать старейшиной – капризным, подозрительным к простому учению старейшиной, ошеломленным своим новым титулом».
Кэтлин Норрис, автор «Дакоты» и «Уединенного пути», описывает похожее переживание. Во время богослужения и чтения Писания нараспев, как пишет Норрис:
«Слезы навернулись у меня на глаза, неожиданные и незваные. Я вспомнила, как беззаветно любила Бога и церковь ребенком, и с какой легкостью отошла от Него в молодости. Внезапно я поняла, как повезло мне получить еще один шанс встретиться с богослужением, уже в зрелом возрасте, в атмосфере, вернувшей мне истинную религию моего детства, в атмосфере пения».
Норрис добавляет – она обнаружила, что истинная религия «состоит не столько в идеях и доктринах, сколько в песне и дыхании». Она вспоминает, что, когда была ребенком, думала, что «пение – цель религии». Если пение и не единственная цель религии, несомненно, оно служит одной из ее основ. Всякий, кто серьезно относится к духовному воспитанию, будет уделять значительное внимание священной музыке – музыке церковного богослужения, музыке молодежных групп и собраний, музыке, которая звучит в наших домах и автомобилях, музыке, заполняющей нашу жизнь.
ПЕНИЕ ОБЪЕДИНЯЕТ УМ И СЕРДЦЕ, ТЕЛО И ДУШУ.
Тех, кто подозрительно относится к эмоциям, тревожит способность музыки привести нас туда, куда не может добраться разум, однако библейский пример должен успокоить наши страхи. Тот факт, что Библия содержит сотни текстов песен, причем многие из них по своей природе крайне эмоциональны, говорит нам нечто важное. Возьмите, например, хвалебную песнь Девы Марии (Лк. 1:46-55). Она не просто выражает вероучительные истины (хотя в ней есть и они). Восторг в этой песне бьет через край, ведь Дева осознает, что ей предстоит носить во чреве младенца Христа. Если мы не чувствуем порыва Марии, если не ощущаем неподдельного переживания удивления и чуда, пульсирующих в ее хвалебных словах, мы глухи к славной музыке текста.
Подобным же образом великие песнопения Ветхого Завета (в особенности Псалмы) выражают сильные эмоции – ликующую радость, подобную радости Марии, но также и глубокую скорбь, острую тревогу, леденящий страх и ослепительную надежду. В Псалмах заключен весь спектр человеческих чувств, и именно поэтому они нужны нам как при совместном, так и при личном поклонении. Псалмы позволяют нам, и даже требуют от нас быть настоящими людьми перед нашими братьями и сестрами, и перед Богом. Они рассеивают наши претензии на то, что у нас «все в порядке». Они развенчивают нашу «обходительность» как притворство. Они требуют от нас правды – не просто набожных мыслей в голове, но полной убежденности и страстности нашего сердца. Поистине, если бы все Псалмы (а не несколько любимых) были возвращены богослужению церкви, мы были бы более истинной и верной общиной. Пение успешно, потому что требует участие всего человека. Нет другого акта поклонения, который был бы столь же всеобъемлющим и проникновенным.
ПЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ НАС ДРУГ С ДРУГОМ
Пение – одно из главных церковных средств воодушевления и назидания общины. В ночь, когда Иисус был предан, Он пел гимны вместе со Своими последователями (Матф. 26:30; Мк. 14:26). Община, которая вместе поет, соединяется замечательным образом, на что указывает Павел в послании к Филиппийцам 2. Пение, как ничто иное, укрепляет солидарность, как отмечает Дон Салиерс:
«В нынешнем культурном контексте Северной Америки поющие собрания в наших церквях … - это одни из весьма немногих оставшихся мест, где слова и музыка действительно образуют из множества людей единое целое. … Когда люди собираются на богослужение, публичное пение по-прежнему воспитывает, приобщая каждого к единой сущности. Эта сущность берет свое начало в древней истории, непрестанно получающей новую жизнь в словах и мелодиях сегодняшнего дня. Она дает голос отдельным людям в хвале, плаче и нужде, но не оставляет их в изоляции, окружая их великим хором».
Мы уже видели, как Энн Ламотт нашла утешение и общение в церковном пении. Августин пишет, что когда церковь в древнем Милане переживала гонения, гимны святого Амвросия вселяли ободрение и надежду в угнетенных верующих. Действительно, когда община поет «Не плачь, душа», «Слушай наши сердца» или «Течет ли жизнь мирно», она таинственным образом утешается и питается, так же, как спиричуэлс утешали угнетенных афро-американцев во времена рабства. Джеймс Болдуин говорит о силе госпел-музыки на одном старомодном бдении:
«Когда пение наполнило воздух, ждущие, слушающие лица изменились, взоры сосредоточились на чем-то, находящемся в сердце; казалось, музыка удаляла из них яд; казалось, время отлетело от мрачных, сердитых, испитых лиц, как будто они вернулись к своему первозданному виду, а нынешнее им лишь снилось».
Священное пение рассказывает нашу историю, и, каким-то образом исправляет нас, соединяя в любви с нашими братьями и сестрами в часы запредельной радости и глубочайшей скорби.
ПЕНИЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ БЛАГУЮ ВЕСТЬ.
Песнопения необычны тем, что через свою мистическую связь тела, эмоций и разума они влагают истины веры не в голову, а в сердце. Поэтому песнопения становятся замечательным инструментом наставления. Славословия, фрагменты гимнов и упоминания о церковном пении постоянно встречаются в письмах Павла. Апостол призывает христиан пользоваться песнопениями для научения, восхваления Бога, ободрения друг друга и благодарения: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. … назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших…» (К Колоссянам 3:16; к Ефесянам 5:19).
Кроме того, песнопения повторяют истории Писания. В слове и в музыке мы переживаем Гефсиманский сад, Крест и Воскресение. Мы вспоминаем нашу греховность, нашу потребность в искуплении, наш долг перед ближним и обетование вечной жизни. В эпоху сниженной способности людей воспринимать длинные проповеди песнопения готовы предложить важную вдохновляющую и дидактическую службу церкви, как они делали это на протяжении тысячелетий.
Учитывая способность песнопения формировать веру и побуждать людей к действию, нам следовать уделять пристальное внимание содержанию. Что мы поем, в то мы склонны верить. Это может быть большим благом. В атмосфере поверхностного богословия пение может спасти выхолощенную во всем остальном службу. В молодости я слышал проповеди, которые подчас имели склонность к законничеству или морализму, однако богослужение было полно таких песен, как «О, благодать!», «Чудный Спаситель» и «Любовь вознесла меня». Проповедь могла запутаться в силках закона, но музыка была полна благодати. Точно так же, порой я слышал проповеди, предостерегавшие от опасностей излишнего религиозного пыла, но затем вся община вставала и пламенно пела:
Когда ты слышишь брата стон
И бремя с ним несешь
Приемлешь в горе скорби звон
И радость сердца пьешь.
Волнующая музыка Уильяма Бредбери и трогательные слова Джозефа Суэйна в тот день стали проповедью, ибо то, что мы поем и что чувствуем сердцем, останется с нами гораздо дольше, чем то, что мы воспринимаем как пассивные слушатели. Так было всегда, ибо песнопения есть «деятельное богословие». Согласно Дону Салиерсу, «непрестанное поклонение Богу в собрании есть форма богословия. Фактически это «основное богословие». По этой причине мы должны обращать пристальное внимание на слова наших песен, следя за тем, чтобы они соответствовали Писанию и были теологически здравыми.
Павел понимал способность песнопений передавать ключевые духовные истины. Когда он хотел побудить христиан жить жертвенной жизнью, то не ограничивал свою речь рациональными аргументами. Вместо этого он обращался к богослужебной памяти людей, цитируя знакомый им гимн – великий «Кармен Кристи» или Песнь Христа (Фил. 2:5-11). В других случаях великий миссионер-евангелист цитировал стихи или гимны, чтобы проиллюстрировать свою весть и побудить своих читателей или слушателей к действию (К Ефесянам 5:14; 1-е Тимофею 3:16; Деяния 17:28).
Музыка жизненно важна для веры, поскольку служит главным подспорьем духовной памяти. Песня нашего детства способно мгновенно перенести нас в точное место и время – когда мы пели в церкви, в миссионерской поездке, в лагере или в школьном хоре. Способность музыки напоминать нам о Божьей верности – чистое благо, поскольку предполагает, в сущности, требует, духовного воспоминания. Благодаря музыке мы помним.
Пение дает нам еще множество благ, которые невозможно подробно обсудить здесь. Одна из добродетелей пения – его простота и универсальность. Келли Нил, певец-исполнитель классической музыки и преподаватель вокала, замечает: «Мы можем петь без профессиональной подготовки. Нам не нужно брать с собой инструмент, поскольку инструмент есть в нас самих». Он добавляет: «Я люблю связь слов с музыкой и медленное произнесение слов при пении, а также то, что при этом происходит с нашим духом и умом. Мне нравится, что у каждого свой уникальный голос. … Слияние всех наших индивидуальных даров – прекрасный образ тела Христа». Пение умиротворяет беспокойные сердца и готовит нас к небесам, где все будет наполнено песнопениями. Согласно Кэтлин Норрис, книга Откровения напоминает нам о том, что «в итоге остается только хорошее … Мы будем петь новую песнь. Пение и хвала – это все, что остается. Мне, как поэту, радостно жить с таким видением и таким обетованием». Можно задать справедливый вопрос: как нам настроить наши уста и сердца, пока мы еще не собрались в этот огромный небесный сонм? На оставшихся страницах я предложу несколько советов.
СОХРАНИТЬ И УКРЕПИТЬ ПЕНИЕ «А КАПЕЛЛА»
Именно потому, что музыка столь важна, мы не должны удивляться тому, что при каких-либо изменениях в богослужении общину подчас охватывает тревога. Проходя через перемены, всем их участникам требуется дополнительная мера терпения и смирения. Набор стилей церковной музыки весьма обширен, однако большинство из нас знакомо лишь с очень малой частью этого спектра. За прошедшие две тысячи лет написаны тысячи песнопений, но лишь немногие из них нам известны. Если мы обратимся за руководством к Библии, то обнаружим, что она нигде не предписывает определенные музыкальные стили. Стили меняются, и ни у одной эпохи нет эксклюзивного права на музыкальное совершенство. В каждом веке есть как забытые мелодии с неудачными словами, так и шедевры, но даже посредственные примеры для кого-то могут стать двигателем веры.
Стоит вспомнить, что «смысл музыки – в людях, а не в звуках». Поэтому личное суждение о ценности песни может упускать главное. Я вспоминаю, как неделю провел в Израиле, слыша ближневосточную музыку, доносящуюся из автомобилей, ресторанов и домов арабских, еврейских и друзских кварталов. Хорошей или плохой была та музыка? Мне просто не от чего оттолкнуться в моем суждении. Учитывая ограниченный опыт знакомства с музыкой у каждого, и чрезвычайное разнообразие доступной в наши дни музыки – классической и современной, местной и интернациональной, европейской и восточной, католической и протестантской, традиционной и харизматической – не торопиться с суждением о незнакомой или непривлекательной музыкальной форме будет проявлением братолюбия.
Сегодня мы стоим перед серьезным культурным вызовом. Никогда еще в истории люди не слышали так много профессионально исполненной музыки (практически на всех инструментах). В прежние времена человек мог прожить всю жизнь, ни разу не услышав профессиональных музыкантов. В сельской Америке музыку по большей части играли любители, обычные люди в семье, церкви и школе. Почти каждый пел или играл на каком-нибудь инструменте. Не обязательно было хорошо петь, но каждый мог принять в этом участие. Исполнение музыки не было особой областью для профессионалов; скорее, это было рядовой практикой обычных людей.
Времена изменились. Мы все меньше поющая и все больше слушающая культура. Днем и ночью нас окружает профессионально исполненная музыка. Переход от активного участия к пассивному прослушиванию приводит к еще более тяжелым последствиям. В мире «Американского идола» мы становимся полноправными судьями каждого исполнения. Другими словами, из певцов и превращаемся в слушателей, и, наконец, в потребителей и самопровозглашенных критиков. В подобном потребительском мире церковное пение страдает. Вместо хвалы, понимаемой как жертвенный дар Богу, оно становится человеческим исполнением, подвластным критическому анализу. («Как тебе пение сегодня утром?») Это объясняет, почему некоторые сидят на протяжении службы, сжав губы. Они не считают себя достаточно квалифицированными. Они не понимают, что своим молчанием удерживают дар, полноправно принадлежащий их Творцу и Господу. Что с этим можно поделать?
На самом деле у нас есть выбор. Мы можем признать историческую и богословскую основу пения «а капелла». Историки Церкви сходятся во мнении о том, что на раннехристианском богослужении звучала музыка «а капелла». Труды Джеймса МакКиннона «Музыка в раннехристианской литературе» и Эверета Фергюсона «Музыка а капелла на публичном богослужении Церкви» подтверждают этот факт. Пение «а капелла» оставалось распространенным, и даже обязательным во многих церквях на протяжении 18-го века, так же как оно продолжает быть обязательным для миллионов православных, многих анабаптистов (меннонитов и амишей), и пресвитериан-реформатов.
ПЕНИЕ И СМИРЕНИЕ
Многие из нас, кто вырос в церквях Христа, слышали целый ряд аргументов в пользу пения «а капелла», которые, как кажется, имеют уже гораздо меньший вес, чем прежде. Пожалуй, пришло время рассмотреть другие подходы к данной теме. Многие из старых аргументов были отрицательными по своей природе: они говорили о том, почему инструментальное сопровождение – это плохо. Я считаю, что нас воспримут лучше, если мы предложим положительные аргументы в пользу пения без аккомпанемента. Выдающимся христианином древности – пожалуй, величайшим из умов древней Церкви – был Августин Иппонский. Его понимание пения «а капелла» могло бы быть полезным и в наше время.
Пение жизненно важно, поскольку служит средством выражения невыразимого иным образом, утверждает Августин. Будь то несказанная радость или печаль, песнопения есть отклик сердца на Божественную благодать. Августин говорил об этом так: «Подумайте о поющих за тяжкой и утомительной работой, скажем, на уборке урожая или в винограднике. В своей радости они начинают со слов знакомых песен. Но в итоге они отвращаются от слов и слогов, как будто они исполнены такой радости, что не в силах выразить ее словами … и пение их переходит в шум «ликования». Такой род пения есть звук, означающий, что сердце рождает нечто, о чем не может говорить».
В словах Августина мы находим намек на приверженность ранних христиан пению. Они верили, что священная музыка должна быть прямым выражением человеческого сердца. Но разве не способен на то же самое музыкальный инструмент? Многие скажут так; но Августин, судя по всему, утверждал обратное. Комментируя один из текстов Псалмов об инструментальной музыке (Псалом 149:3: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему»), Августин проводит параллель – и различие – между исполнением музыки на инструменте и исполнением музыки человеческим голосом.
Многие задавались вопросом: поскольку ранняя Церковь повсеместно использовала Псалмы на богослужении, а в них часто упоминаются музыкальные инструменты, то почему ранняя Церковь не последовала ветхозаветному примеру в их использовании? Комментарий Августина косвенно отвечает на этот вопрос: ветхозаветные инструменты были земными символами некоего духовного на христианском богослужении. По словам Августина, есть «таинственный [т.е. духовный или аллегорический] смысл» в этих текстах. Хотя современные люди могут быть не готовы понять такое «духовное прочтение» Ветхого Завета, этот способ был для ранних христиан нормой при чтении Библии (что особенно видно из писем Павла и послания к Евреям). Церковное «духовное понимание» ветхозаветных упоминаний о музыке сохранялось веками.
Относительно Псалма 149:3 Августин пишет:
«Мы не должны умалчивать о таинственном значении «тимпана и гуслей». На тимпане растянута кожа, а на струнном инструменте растянуты высушенные кишки животных. Так что на обоих инструментах «распята» плоть. Человек, сказавший «для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14), должно быть, умел воспевать хвалу на этом «тимпане и гуслях»! А Возлюбивший «песнь новую» хочет, чтобы ты был этими гуслями, этим тимпаном. Он дает тебе Свое наставление, когда говорит: «Кто хочет быть Мне учеником, отвергнись себя и возьми свой крест, следуй за Мной». (выделено мной)
Августин выстраивает трогательную и, как мы увидим, духовно сложную аналогию. Согласно Августину и ранней Церкви, в эпоху Нового Завета люди есть инструменты, на которых Бог играет Свою удивительную музыку. Люди Божьи уже не играют на тимпанах и гуслях; скорее, они сами становятся Божьими музыкальными инструментами. Потрясающая мысль. По мысли Августина Бог – музыкант, а люди – Его инструменты. Никакой тимпан и никакие гусли не играют сами по себе. Это пустые, безжизненные вещи, пока их не возьмет музыкант. Мы тоже пустые и безжизненные инструменты, пока Бог не вдохнет в нас Своего Духа и не даст нам песню (К Ефесянам 5:18-19; к Колоссянам 3:16).
Августин продолжает развивать эту мысль:
«Да будут они (последователи Христа) растянуты на древе (креста), и да иссохнут в них все плотские желания. Струны или сухожилия звучат тем звонче, чем более они растянуты. А что говорит апостол Павел о том, как достичь более звонкого и ясного звучания своих гуслей? «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания» (Фил. 3:13-14). Итак он (Павел) простирается вперед; Христос коснулся его, и сладость истины дала язык».
Августин высказывает ошеломляющую мысль: Христос, музыкант-маэстро, «играет» на страждущем последователе Иисуса. Наши страдания явлены в том, как Он растягивает нас. Павел – Его главный пример. Бог касается человеческой лиры (апостола), и тот источает священную музыку («Христос коснулся его, и сладость истины дала язык»). Бог, Великий Музыкант, поступает так же со всеми, кто покоряется Ему. Бог хочет «новой песни», и эта новая песнь играется посредством человеческого тела и сердца. Мы становимся растянутой кожей (как у ветхозаветных тимпанов и гуслей), которая разносит вокруг похвалы Богу.
Подобная аналогия непроста, ибо предполагает, что музыка, которую хочет Бог, дорогого стоит. Подобно другим духовным дисциплинам воспевание в наших сердцах включает в себя самоотречение и страдание. Это жертва, которая по определению тяжела. Если мы покоримся Его болезненному растягиванию, Бог произведет через нас исключительно сладостную мелодию – но это будет чего-то стоить. Это священная песнь, наполняющая все сферы: «Во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (К Колоссянам 3:16). «Поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (К Ефесянам 5:19, выделено мной).
Образ пения смиряет. Во главе не мы – Бог. Великая музыка – не наше достижение, а Божье. (Она проистекает от Его Духа, обитающего внутри). Инструменты не играют сами по себе; на них играет музыкант. Если мы – инструменты – расстроены, сломаны или сопротивляемся игре, музыка не зазвучит легко и просто. Вместо того чтобы судить, как звучат другие, мы должны уделять главное внимание подготовке нашего собственного инструмента – наших сердец – для славной Божьей музыки. Как часто вы высказывали эту же истину, когда пели «Господь, приходим пред Тобой», прося Бога настроить нас:
Господь, Тебя душа зовет:
Пусть Твоя милость снизойдет.
Наполни радостью сердца,
Хвалой Твоею без конца.
При недостатке бесповоротной покорности воли Божьей мы не можем быть уверены, что станем Божьими инструментами, что мы будем «воспевать» во славу Его. В любой дискуссии на тему церковной музыки наша собственная неспособность быть подходящими инструментами Бога всегда должна быть у нас перед глазами. Мы должны смиренно петь: «Господи, сделай нас орудиями Твоего мира…»
«ПРОДОЛЖАЙТЕ ПЕТЬ. ПОЙТЕ. ПОЙТЕ. ПОЙТЕ».
Помимо аргументов нам следует удвоить усилия по укреплению практики пения «а капелла». Общины, по-настоящему преданные церковному пению, делают пение гораздо более яркой частью их церковной жизни. Живая радостная практика послужит цели гораздо лучше полемического аргумента. Мэри Ойер права: «Мы должны петь гораздо больше. Мы должны практиковаться в действии. Пойте больше. Продолжайте петь. Пойте. Пойте. Пойте. Пойте перед церковью. Пойте в церкви. Пойте после церкви. Просто делайте это».
Община, которая без энтузиазма относится к совместному восхвалению Бога, рискует утратить саму традицию. Священное пение естественно исходит от душ, горящих огнем. Когда огня нет, люди ищут какой-то способ восполнить нехватку. Карл Барт заметил, что когда церковь «на самом деле не поет, а спазматически вздыхает и бормочет, робко и неуклюже, это в лучшем случае запутавшаяся община, неуверенная в своем пути, от служения и свидетельства которой нельзя многого ожидать». Сравните это с совершенно другим опытом поклонения. Гость описал, каково было слышать общинное пение псалмов в Страсбурге в 1540-х годах:
«Первые пять или шесть дней, когда я смотрел на эту небольшую компанию изгнанников из разных стран, я рыдал, но не от печали, а от радости, слыша, с каким чувством они поют, и благодарил Бога, что Он привел их туда, где прославляют Его имя. Никто не поверит, какая радость петь похвалы чудесам Божьим на родном языке, как они пели здесь».
Описанное здесь пение «а капелла» совпадает с тем излиянием, которое описывает Павел в Новом Завете – радостным благодарением, животворимым Духом. Если пение «а капелла» в наши дни переживает трудные времена, то, возможно, не потому, что сама форма перестала нравиться и не потому, что наши аргументы не убеждают, а потому, что мы больше не поем в Духе, с благодарностью за чудеса Господни (1 Кор. 14:15).
Раннехристианские авторы отмечали необычайную силу воздействия пения на прихожанина. Когда община восхваляла Бога, они отмечали, что при этом преображалась вся церковь. Пение в изобилии пробуждало любовь и единство среди паствы. Василий Великий говорит об этом так:
«Пение псалмов утишает бурление и кипение мыслей … Псалом создает узы дружбы, единит разлученных и примиряет бывших во вражде. Кто сочтет врагом того, с кем возносит одну молитву к Богу! Посему псалмопение дает величайшее из благ – братолюбие, - созидая в общем пении узы единства, соединяя людей в согласии общего хора».
Если наше пение настоящее, оно будет пробуждать дух любви, доброты и единства, утверждает Василий. Поющая церковь внушает мир и сострадание, а не вражду и озлобление.
Церкви, по-настоящему преданные музыке «а капелла», будут уделять особое внимание тому, чтобы учить своих членов – в особенности молодежь – петь, петь часто, петь хорошо, петь так, чтобы это приносило настоящую радость. «Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иакова 5:13). Многим церквям раньше это удавалось, но они прекратили такую практику. Хотя общины, как правило, уделяют внимание проповеди, преподаванию и молодежному служению, подчас им не удается, творчески мысля и используя свою фантазию, задуматься над тем, как побудить своих членов петь часто, хорошо и сильно.
Не только молодым нужно разучивать песни; это необходимо и пожилым. К сожалению, многие лидеры пения отчуждают определенную часть общины, поскольку не учитывают, что многие не знают новых песен. Многим пожилым членам церкви нравятся новые гимны, но подчас они чувствуют себя обойденными, поскольку никто не удосужился разучить с ними новые песни, прежде чем сделать их частью богослужения. (Хуже того, зачастую нет даже нот, чтобы испытывающим трудности прихожанам было хоть немного легче). В отчуждении, которое возникает в результате, нет никакой необходимости. В пении происходит тесное переплетение ума, сердца и духа прихожан. Пение звучит не только для Бога, но и друг для друга; но когда часть прихожан не может в нем участвовать из-за незнания песен, ликующий прорыв в трансцендентное становится невозможным. Богослужение можно было бы значительно улучшить, взяв за простое правило представлять новые песни как часть учебной программы церкви.
Старейшины, проповедники, молодежные служители участвуют во всевозможных встречах, конференциях и ассоциациях, но немногие церкви сегодня вкладывают силы и средства в программы, которые действительно бы учили каждого петь. Где региональные и национальные конференции, призванные улучшить общинное пение? На скольких библейских лекториях уделяется особое внимание разучиванию новых песнопений? Где христианский университет, желающий основать Центр Поклонения «А Капелла»? Встречаются ли лидеры богослужения, чтобы поделиться своими знаниями гимнов, своими методами разучивания новых и старых песен? Кто помогает оживить практику пения в старых церквях, в небольших общинах? Кто-то однажды сказал: «Христианская церковь родилась в песне». Возможно, в наши дни церковь сможет возродиться через песню.
Что еще мы можем сделать, чтобы поддержать практику священных песнопений, чтобы почитать ее и радоваться ей? Мы можем повысить качество музыки, звучащей в наших церквях. Совершенство в музыке, как и во всем, есть желанная цель. Насколько улучшилось бы наше богослужение, если бы при выборе музыки мы задавали себе несколько основных вопросов:
- Научаются ли люди чему-либо? (Верны ли тексты песен с богословской точки зрения? Понятен ли их язык, имеет ли он смысл?)
- Воодушевляются ли люди? (Задействует ли музыка их эмоции?)
- Соблюдается ли равновесие? (Уравновешивается ли почитание ликованием? Сопутствует ли радости благоговение?)
- Чувствуют ли люди единение всей общины? (Поощряет ли музыка участие всего собрания?)
- Есть ли чувство священного трепета? (Воскликнет ли гость, видя ход службы: «Истинно с вами Бог»? 1 Коринфянам 14:25).
Мы можем сделать и кое-что еще. Мы можем воспитывать лидеров богослужения, знакомых с широким спектром мировой священной музыки. Разнообразие превосходных христианских песнопений, существующих во всем мире, поистине потрясает, однако большинство из них совсем неизвестны в наших церквях. Я вспоминаю новые гимны, сочиненные христианским композитором из Санкт-Петербурга в России; песнопения меннонитов, как старинные, так и современные; гимны общины Тэзе во Франции; песнопения, созданные коренными народами Азии и Африки. Очень жаль, что в наш век глобализации многие лидеры пения и не подозревают о богатых возможностях песнопений. Конечно, кто-то должен потратить время и силы, чтобы выучить эту музыку и научить ей церковь. Если музыка действительно настолько важна в духовном развитии, как я утверждаю, то имеет смысл воспитывать сведущих лидеров богослужения. Возможно, недалек тот день, когда общины будут посвящать богослужебной музыке столько же внимания, сколько проповедованию или молодежным программам. Среди нас есть большие таланты. Будем же поощрять сочинение новых гимнов нашими музыкально и поэтически одаренными членами.
Если мы серьезно относимся к сохранению церковного пения, тогда необходимо сделать и нечто еще. Нужно обратить пристальное внимание на акустику наших церковных зданий. Нынешняя церковная архитектура подчас предназначена усиливать то, что говорится или поется «на переднем крае» богослужебного пространства. Невнимание к акустике, необходимой для общинного пения, прискорбно, если не катастрофично. Ирония заключается в том, что некоторые из людей, наиболее приверженных общинному пению в теории, строят церковные помещения, которые разрушают это самое общинное пение. Если мы будем мудрыми, наши богослужебные здания будут поддерживать нашу приверженность общинному пению.
Итак, мы должны учить петь нашу молодежь; мы должны петь часто; мы должны предлагать церкви прекрасные песнопения, древние и новые; мы должны разучивать большее количество разнообразных гимнов, заимствуя их из всего многообразия всемирного христианского песенного наследия. Мы должны отложить в сторону наши мелочные споры по вопросам предпочтений (песни хвалы или классические гимны) и стилям ведения (один лидер пения или команда лидеров пения), и объединиться ради высшего блага братского общения. Мы должны создать богослужебное пространство, позволяющее человеческому голосу воспарить ввысь.
Не обязательно исполнить все это в совершенстве. Даже если мы не достигнем всех этих целей, даже если нашим службам будет чего-то не хватать (а такое порой будет случаться), преображенное богослужение возможно, если выстраивать его искренне, основываясь на Писании и наполняя Духом. Цель - не утонченная сложность. Цель – страстная вовлеченность.
«ОТЧАЯННЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОРЫВ К НЕБУ»
Иногда в стремлении к совершенному исполнению идеальных песнопений можно упустить из виду цель - встретить Бога на богослужении. Джордж Ивс был церковным музыкантом и отцом знаменитого американского композитора Чарльза Ивса. Отец учил сына уважать силу родной музыки. Говоря об одном каменщике, который постоянно фальшивил, отец наставлял Чарльза:
«Следи за ним внимательно и почтительно, смотри на его лицу и слушай музыку веков. Не обращай слишком большого внимания на звук – ибо тогда ты упустишь музыку. Отчаянный героический порыв к небу не построить на аккуратных нотках».
Совет Джорджа Ивс – отличный комментарий на послание к Ефесянам 5:19. Пение, угодное Богу – это мелодия сердца, а не мотив уст.
В так называемых «богослужебных войнах» слишком многие люди, погрязшие в бесплодных спорах об «аккуратных нотках», к несчастью, забыли про «отчаянный героический порыв к небу». Если бы мы были более терпимыми и гибкими, признавая, что наше пение есть дар от Бога (а потому не связанное с нашим предпочтениями), тогда нам было бы не столь важно, совпадает ли выбор песен с нашим личным вкусом. Христианская музыка есть одновременное приношение наших голосов Богу, восприятие нами Божьего слова и исповедание нашей веры, обращенное к миру.
Если уж ошибаться в том или ином направлении, благоразумней сделать крен в сторону миссионерства. Подобно Лютеру, нам следует поощрять музыку, которая завоевывает сердца молодых и неученых. Великий автор песнопений святой Амвросий заметил, что дети его эпохи находили удовольствие в церковных песнях. Они считали пение «своего рода игрой, более наставительной, чем суровая дисциплина». В духе Амвросия нам нужно следить, чтобы самые маленькие из нас находили бы особую радость в пении, причем по особой причине: Роберт Вутнау заметил, что когда дети получают знакомство с религиозной музыкой, они с большей вероятностью воспримут религию и духовность всерьез, когда вырастут. Поэтому мы должны помнить о юных Августинах и несчастных Энн Ламотт, робко переминающихся на пороге, ожидая касания Божьего благовестия через песню.
Возможно, пение - та духовная практика, которой чаще всего пренебрегают. Размышляя над своим духовным путем, я понимаю, что музыка всегда была моим учителем, утешителем и другом. Я явственно помню тот день, когда, будучи старшеклассником, решил поступить в христианский колледж, - принял решение, навсегда изменившее направление моей жизни. В тот день хор колледжа выступал в церкви неподалеку от моего дома, и группа из моей церкви посетила вечернее богослужение и последовавший за ним концерт. Когда хор торжественно входил в церковь, распевая гимн неземной красоты, мое сердце растаяло. Музыка «растворила меня в восторге» и раскрыла «весь рай пред моим взором», по выражению Джона Мильтона. Хотя я не помню, какие именно песнопения звучали в тот вечер, воздействие той музыки продолжается во мне до сих пор. Я не слишком умелый певец, но это не важно. В тот вечер я понял, что хочу быть там, где возможна такая музыка. Слова веры, положенные на музыку, обращают, ободряют, утешают, поддерживают нас, и вводят нас в райские врата. Ученичество и духовное развитие вряд ли возможно без псалмов, славословий и песнопений духовных.
ОБ АВТОРЕ: Дэррил Типпенс – автор книги «Сердце пилигрима: Путь Иисуса в повседневности» (Leafwood, 2006). Он является проректором университета Пеппердайн, где также преподает литературу Раннего Модерна. Вместе с женой Энн он живет в Малибу (Калифорния).
| |