"Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями" (Кол.3:16)   
  
        
  
     

 

 

 

 

Практика поклонения (в помощь регентам, братьям, ведущим пение в христианской общине)

 

В этом разделе размещены советы братьям участвующим в подготовке и проведении воскресных богослужебных собраний, а также размышления над вопросами: "Какова роль братьев, ведущих собрание, в молитве, пении, чтении Священного Писания, причастии, проповеди? Какие усилия мы можем приложить, чтобы развивать поклонение Богу в общем собрании церкви?

СОДЕРЖАНИЕ:

ГЛАВА 1: О ВОСКРЕСНОМ СОБРАНИИ ЦЕРКВИ
Введение
Собрание церкви есть исполнение Божьей воли
Единственным объектом поклонения является Бог
Провозглашение славы Божьей
Временное в свете вечности
Всё собрание есть поклонение Богу
Время святое, отделенное от мирской суеты
Празднование
Предвосхищение и ожидание

ГЛАВА 2: О ХРИСТИАНСКОМ ПОКЛОНЕНИИ СЕГОДНЯ
Формирование структуры богослужения
Элементы христианского собрания нашего времени
Пение
Чтение Священного Писания
Проповедь
Молитва
Исповедь
Причастие
Сбор средств
Благословение
Поклонение как возвращение домой

ГЛАВА 3: ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Начало и завершение собрания
Ведущему пение

Заключение

 

ГЛАВА 1: О ВОСКРЕСНОМ СОБРАНИИ ЦЕРКВИ

ВВЕДЕНИЕ
Традиция собираться в первый день недели для преломления хлеба, Вечери Господней, воспринята от первых христианских общин. Свидетельство того, что церковь первого века собиралась в первый день недели для совместной трапезы, хлебопреломления, а также научения и прославления Бога, мы находим на страницах книги Деяний святых апостолов и в апостольских посланиях. Собрание всей общины и есть церковь. Само слово «церковь» (экклесия) и значит – «собрание». Мы приходим в воскресное собрание для того, чтобы осуществить церковь – без нас ее нет. Собрание всех верующих людей и является церковью. Как пишет Апостол Павел в одном из своих посланий: «вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). Наряду со словом «экклесия» для обозначения собрания используется слово «литургия», leitourgounton (Деяния 13:2), которое переводится как «общее дело» (см. liturgia – «служение», «общее дело»). В древности это слово использовалось для обозначения любого дела, которое совершалась всем обществом совместно. Важно понимать, что когда мы собираемся как церковь, мы собираемся не для частного, а для общего дела. Эверетт Фергюссон в своей книге «Церковь Христа» очень ясно выражает смысл церкви: «Церковь может выжить в условиях плохих учебных программ, малых евангелизационных усилий, отсутствия благотворительности, но она никогда не выживет там, где люди не будут собираться вместе».


СОБРАНИЕ ЦЕРКВИ ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛИ

Собрание народа Божьего совершается не самовольно и не произвольно, но есть исполнение воли Божьей о Его Церкви. Бог призывает нас в собрание. Только в собрании церковь становиться самой собой – народом, общиной, собранной по благодати Божьей, зависимой от Него и почитающей Его. Церковь – это народ, созванный вместе по воле Бога. На собрании происходит встреча Бога и Человека. Поклонение Богу – это свободное решение человека отказаться от своей «мнимой» свободы, ради того, чтобы принять свободу во Христе, вместе с тем в поклонении стать частью Божьего народа.

 

ЕДИНСТВЕННЫМ ОБЪЕКТОМ ПОКЛОНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БОГ

«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матф.4:8-10)

Центром поклонения и единственным объектом поклонения является только Бог. Нашему времени присущ «антропоцентризм» – когда центром всего является человек с его интересами, капризами. По сути, антропоцентризм это «сосредоточенность на человеке и его интересах». Говоря Библейским языком, это не что иное, как плотскость, о чем как раз пишет Павел в первом послании в Коринф. Задача же поклонения состоит вовсе не в том, чтобы удовлетворить поверхностный уровень человеческих потребностей или чувственных ощущений. Только Бог является причиной и целью поклонения, центром наших интересов. Только когда мы смиряемся, он возвышает нас (Иакова 4:10). Мы поклоняемся Богу не для того, чтобы Он сотворил для нас что-либо приятное. Мы поклоняемся Богу, потому, что Он Бог. Потому что Он Творец, а мы его Творенье. Если же мы пытаемся сделать поклонение полезным для нас, тем самым мы противоречим его сути и уничтожаем его. Эмоциональная составляющая не может быть определяющей в поклонении, потому что Бог достоин хвалы независимо от того, чувствуем мы это или нет, хорошее у нас настроение или плохое, радость у нас или горе. Бог остается Богом независимо от нашего настроения и наших субъективных чувств.
Поклонение Богу это не форма и не стиль, это не то, что я предпочитаю, а то, что угодно Богу. Ни традиции, ни личные предпочтения не должны быть определяющими поклонения Богу. Мы не должны идти на поводу своих чувств, потому что не чувства формируют поклонение, а поклонение формирует наши чувства. Поклонение это не просто эмоциональный взлет или упражнение для ума. Поклонение это то, что вовлекает наше существо безраздельно – тело, душу и дух. «Возлюби Господа всем сердцем всем разумением, и всей крепостью своей…»

 

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СЛАВЫ БОЖИЕЙ

В поклонении Церковь провозглашает достоинство Бога на славу! «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). Именно это причина нашего присутствия в собрании – возблагодарить БОГА!

 

ВРЕМЕННОЕ В СВЕТЕ ВЕЧНОСТИ

Парадокс состоит в том, что когда мы поклоняемся Богу, мы находим ответы на многие наши вопросы. Это происходит потому, что когда мы поклоняемся Богу, все становится на свои места. Мы оказываемся в правильной системе координат. Многие временные вещи можно увидеть в правильном свете только с точки зрения вечности, и именно эта точка зрения открывается нам в церковном общении. Обычно мы смотрим на мир своими глазами. Нам обычно понятно, кто прав, а кто неправ. Зачастую правым мы считаем одного единственного человека, которого мы знаем лучше всего – себя самого. В церкви же мы оказываемся не в роли того, кто смотрит, а в роли того, на кого смотрят. (Нафан пришел к Давиду и рассказал притчу об украденной овце… благодаря чему Давид смог увидеть свои собственные деяния со стороны.) Верующий человек не тот, кто сопоставляет Истины Священного Писания со своими взглядами, а тот, кто сопоставляет свои взгляды с истинами Священного Писания.

 

ВСЁ СОБРАНИЕ ЕСТЬ ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ

Важно понимать, что хоть мы и называем центральной частью богослужения Вечерю Господню, это вовсе не значит, что это единственно важная его часть. Когда мы говорим, что фундамент дома является наиважнейшей частью строения, мы вовсе не имеем в виду, что фундамент это и есть дом, а остальные части не важны. Фундамент существует для того, чтобы существовал дом. Все богослужение, начиная с приветствия и заканчивая заключительной молитвой, является ВЕЧЕРЕЙ ГОСПОДНЕЙ.

 

ПОКЛОНЕНИЕ ВРЕМЯ СВЯТОЕ, ОТДЕЛЕННОЕ ОТ МИРСКОЙ СУЕТЫ

Поклонение это уход от мира в стремлении приблизится к Богу. Поклонение это время утешения, когда можно услышать Бога, Его вечные обещания, это время нашей слабости и время, когда мы сильны не нашей силой, а нашей верой в Бога. Сегодня в стремлении сделать христианство привлекательным для внешних, иногда мы начинаем смешивать христианскую веру с антуражем этого мира. Тогда церковь постепенно превращается в общество социальной помощи или клуб развлекательных программ, но призвание церкви не в том, чтобы ассимилироваться в мире или выйти из мира, а в том, чтобы, оставаясь в мире, сохранять святость и провозглашать истину о Боге.

 

ПРАЗДНОВАНИЕ

Значит ли это, что поклонение Богу всегда должно быть торжественным и мрачным? Вовсе нет. Для верующего человека время поклонения – это время радости, это праздник. При этом радость от поклонения Богу не надо путать с веселостью или беззаботностью. Это вечная радость, о которой Господь говорит «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16:22).
Воспоминая историю спасения, Божий народ празднует! Центром поклонения Израиля являлось событие исхода, в церкви это жизнь, смерть и воскресение Христа. И в христианской культуре, так же, как и в культуре древнего Израиля, отмечаются моменты истории спасения мира! Среди таких моментов христианский мир из года в год вспоминает, празднует такие события, как Рождество Христово, Богоявление (Крещение Господне), Великий пост, Страстная неделя, Пасха, Пятидесятница.

celebration

Празднование – это то, что делает событие прошлого современным. Давайте подумаем о поклонении как о праздновании. Когда мы, например, празднуем день рождения, мы не столько вспоминаем то, что было когда-то, сколько радуемся тому, что происходит здесь и сейчас. Фраза «Я был на дне рождения…» значит не только радость воспоминания о когда случившимся события, но и радость самого праздника. Богослужение – это тоже празднование!

 

ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ И ОЖИДАНИЕ

«Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).

Церковь выражает состояние ожидания или предвкушения нового творения. Церковь ожидает второго пришествия Господа, доколе Он придет. «Да придет царствие Твое» – слова самой известной молитвы. Мы живем между двумя пришествиями Господа, между Его явлением в этот мир и Его вторым пришествием. Церковь ликует, провозглашая грядущее Царство Небесное! Хлеб и вино также являются знаками нового мира, нового творения, предзнаменованием вечной трапезы, которая будет совершаться в Царствии Божием. Уже сегодня мы имеем счастье соприкоснуться с великой тайной, открытой человечеству в Иисусе Христе, стать свидетелями свершившегося пророчества – с нами Бог! Эммануил – С нами Бог!в начало страницы

 

ГЛАВА 2: О ХРИСТИАНСКОМ ПОКЛОНЕНИИ СЕГОДНЯ

 

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ

На страницах Нового Завета мы не найдем шаблона или структуры богослужения. Бог не дает никакой последовательности действий. В этом нет ничего удивительного, потому что богослужение было сформировано Церковью в процессе жизни, под благотворным влиянием Святого Духа, который был ниспослан на апостолов в день пятидесятницы. Точно так же в лоне Церкви сформировался и канон Нового Завета, который сегодня мы рассматриваем уже как нечто законченное, но на каком-то этапе все послание Нового Завета находилось в процессе формирования.
Апостолы фокусируют внимание не на форме богослужения, но на внутреннем его содержании, на правильном отношении человека к богослужению. Апостол Павел, например, говорит: «Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40), «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей…» (1 Кор. 11:27-29).
Речь идет не только о почитании Бога, но и об отношениях между людьми, которые должны формироваться в собрании святых. Обращаясь к церкви в Коринфе, он призывает церковь не столько к соблюдению формы, сколько к правильному отношению как к цели самого собрания, так и к тому, как это собрание должно быть организовано. При этом важно отметить, что то, что в писании нет строгого порядка богослужения, конечно, не значит, что богослужение может происходить хаотично, без какого бы то ни было порядка. До нас дошли некоторые свидетельства того, как формировалось Христианское богослужение на заре христианства. Каким же было собрание в церкви первых веков по форме? Исторические источники, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что к началу второго столетия собрание церкви состояло из двух основных частей, которые условно обозначаются как литургия слова и литургия стола.

Литургия слова:
Чтение воспоминаний апостолов, их писем и пророков
Проповедь ведущего собрание
Общая молитва (все стоят)

Литургия стола (Таинство вечери Господней):
Святой поцелуй (поцелуй мира)
Приношение хлеба, чаши вина и воды главе собрания (старейшине)
Евхаристическая молитва (молитва хвалы и благодарения)
Ответ собрания – Аминь
Принятие причастия (диаконы разносят хлеб и вино)
Сбор пожертвований
Благословение


Многие элементы богослужение I века и до сих пор сохранились в собрании и сейчас мы рассмотрим некоторые из них.

 

в начало страницы

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ ХРИСТИАНСКОГО СОБРАНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

 

ПЕНИЕ
Когда мы смотрим на порядок богослужения первой церкви, мы не видим пение как отдельную часть богослужения. Это понятно, потому что пение сопровождало все собрание. Пение присутствовало во всех аспектах Богослужения. Сегодня в некоторых церквях прославление выделяется в отдельную часть, которая и называется поклонением. Возможно, здесь существуют некоторое недопонимание, потому что все собрание от его начала до конца является поклонением Богу, а не какая-то отдельная его часть. Некоторые ученые выдвигают предположение, что некоторые новозаветные тексты, которые мы сегодня привыкли читать и воспринимать как текст, изначально были гимнами, которые звучали в церкви и были включены в Евангельский текст. Некоторые из этих текстов сегодня являются составляющими частями Богослужения.
Magnificat – Лк. 1:46-55 (Песнь Марии), Benedictus in Exelsis deo – Лк. 1:68-79 (Песнь Захарии), Gloria – Лк. 2:14 (Ангельская песнь), Nucn Minittis – Лк. 2:29-32 (Песнь Симеона).
Церковные гимны часто использовались в качестве утверждений, содержащих основные христианские догматы (Ин. 1:1-18; Флп. 2:6-11; Кол. 1:15-29, 1 Тим 3:6-16). Псалмы и славословия из книги Откровение Иоанна (Откр. 4:8,11; Откр. 7:12; Откр. 11:17-18; Откр. 15:3-4).
В течение нескольких лет после Пятидесятницы евангелия еще не были написаны. Развитие гимнов, славословий, учения о крещении предвосхищают литературу Нового завета и позже становятся его важной составляющей.

 

ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Яркий пример поклонения Божьего народа в Ветхом завете представлен в книге Неемии – в 8-й и 9-й главах. В 9-й главе описано то, как народ Божий собрался вместе и четверть дня читал из книги закона Господа Бога: «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (Неем. 8:5,6).
Затем происходит описание восхваления Божьего Имени и пересказ истории Божьего народа, начиная от Авраама до их дней.
Христианская традиция также унаследовала чтение Писания как одну из важнейших составляющих богослужения. Когда мы читаем Священное Писание, мы вновь и вновь повторяем историю Божьего народа. Конечно, христианская Церковь в большей степени сфокусирована на чтении того, что относится к истории нашего спасения, а именно – свидетельства о жизни, служении и спасительной миссии Иисуса Христа, Его крестной смерти и воскресении. Но при этом большая роль отводится и текстам из Ветхого завета, которые являлись пророчествами о Грядущем Мессии – чаще всего используются псалмы и Отрывки из книги пророка Исайи.
В Новом завете мы находим примеры кратких исповеданий веры. Тексты, в которых история спасения излагается в нескольких стихах или в пределах одной главы: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3,4).
«И беспрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16). В IV веке стали появляться краткие изложения веры, подобные этим, которые стали называться «Символ веры». Во многих церквях чтение (или пение) символа веры является также частью литургического действия.

 

ПРОПОВЕДЬ

«И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:8).

Проповедь занимает важное место в жизни Божьего народа. Господь Иисус, рассказав притчу о сеятеле, сказал: «Семя есть слово Божие…» Возможно, мы не до конца осознаем, как проповеди, которые мы слышим в собрании, влияют на нашу жизнь. Между тем, проповедь является главным способом, посредством которого Бог открывает нам Свою волю. Главной целью проповеди, как сейчас, так и в древние времена, является разъяснение Божьих заповедей народу, повествование об истории Спасения и призыв к праведной жизни.

preaching

 

МОЛИТВА

Молитва – это общение с Богом. Часто молитва воспринимается, как способ просить, о чём-либо у Бога. Было бы не честно говорить, что это совсем не так. Мы, несомненно нуждаемся в Боге, Его покровительстве, Его благосклонности и Его помощи. В евангелии от Луки ученики обращаются к Иисусу со словами; «Господи, научи нас молиться» (Лук. 11:1) в ответ Господь даёт им образец молитвы, где на первом месте стоит прославление Божьего имени «Да святится Имя твоё, да придет царствие Твоё». Затем следует просьба не только о земных благах, но и о духовном водительстве и защите. Молитва «Отче наш» традиционно читается на собраниях Христианских общин и часто произносится в слух всем собранием. Писание даёт, множество других примеров молитв, которые также используются в собрании и являются своего рода образцом обращения к Богу.

 

ИСПОВЕДЬ

В молитве содержится и исповедание наших грехов, осознание нужды в прощении, признание того, кто мы пред лицом Божьим. Ездра в своей замечательной молитве произносит такие слова:«Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (Ездр. 9:6).
Всем известна покаянная молитва Давида: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс. 50:3-6).
Еще один пример смиренного обращения к Богу мы находим в притче о мытаре и фарисее: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук. 18:13).
Молитва является актом поклонения, возникающим из нашего желания выразить хвалу, просьбы и покаяние Богу. Некоторые утверждения молитвы есть свидетельство Его действия в нашей реальной жизни и это еще одно свидетельство Его присутствия в нашей жизни.


ПРИЧАСТИЕ

Церковь есть ОБЩИНА БЛАГОДАРНЫХ людей, причастных к жизни Бога. Жизнь общины сконцентрирована вокруг Вечери Господней.
Центральной частью Христианской веры является Причастие или Евхаристия (Благодарение), или Трапеза Господня, которая совершается в собрании общины. Благодарение Богу, выраженное в Евхаристии, есть выражение церкви. Определение «Церковь есть общество верующих, объединенных общей верой» является далеко не полным, потому что церковь не административная единица. Состоять в списке членов церкви само по себе не значит жить в Церкви. В Церкви нельзя числиться, в ней нужно жить (ею нужно жить.) Надо быть живым участником мистического тела Церкви. Хлеб, который мы принимаем, есть тело Господа, как и Церковь есть Тело Его (Ефес. 4:15-16; Колос. 1:24). Событие воплощения Божьего Сына продолжает свое действие в Церкви посредством таинства Вечери Господней (Евхаристии). Это то, что превращает собрание верующих людей в живую общину людей, в которых обитает Святой Дух.

communion


СБОР СРЕДСТВ (Пожертвования)

Павел учил делать сбор в первый день недели. Если говорить об образах пожертвований, которые можно найти в Ветхом завете, мы обнаружим множество примеров того, как жертвовали патриархи, как совершались пожертвования в храме. Как собирались средства на постройку храма и множество подобных примеров.
В книге Неемии 10:32-39 мы читаем множество постановлений к Божьему народу о разнообразных жертвах и приношениях, которые следовало приносить Господу: Хлебные жертвы, жертвы всесожжения, жертвы за грех, жертвы первенцев, десятина для служения левитов – чтобы не было ущерба дому Божьему. В книге Малахии Бог упрекает свой народ, говоря «вы обкрадываете меня». Сами средства никогда не были самоцелью совершаемых пожертвований, цель пожертвований состояла в том, чтобы восстановить утраченные отношения и создать новые, несуществующие пока отношения с тем, чтобы благодать Божья распространялась не только посредством вести, но и посредством реальной помощи тем, кто в ней нуждается.

Если обобщить весь этот исторический опыт, можно сказать, что призыв Божий к Его народу состоял в том, чтобы люди осознавали необходимость быть проводниками тех благословений, которыми Бог наделяет свой народ! Возвращаясь к понятию жертвы, нужно пояснить, что жертва есть способ выражения благодарности Богу. В этом смысле, наверное, можно было бы сказать, что мы собираем пожертвования как выражение благодарности Богу с тем, чтобы служение Ему продолжалось и развивалось, чтобы Благая весть доходила до всех уголков земли. В Новом завете Павел собирает средства от греческих церквей в Македонии, Ахайе и Галатии для церкви в Палестине. Описывая сборы, он говорит такие слова: «преизобиловать радостью», «щедрые», «не требуется давать сверх сил», «доброе дело», «подтверждает нашу любовь». Павел обращает наш взор на Христа, Который «будучи богат, обнищал ради вас» (2 Кор. 8:9). Смысл наших пожертвований в том, чтобы воздать благодарение Богу и расширить пределы Его царства.

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Старая вывеска на входе в одну из церквей гласит: «Заходите поклоняться, выходите служить». Эта фраза очень хорошо показывает связь между христианским поклонением и служением. Поклонение вертикально – это восхваление, направленное к Богу, служение горизонтально – это руки, протянутые для помощи человечеству. Заканчивая собрание, мы должны ясно понимать, что окончанием собрания не заканчивается наше служение Богу. Собрание есть лишь начало этого служения. Бог благословляет нас на то, чтобы, покинув собрание, мы шли в мир, неся благую весть людям. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:19,20). Благословение приходит в мир тогда, когда мы не препятствуем ему прийти, когда мы стремимся во всем быть свидетелями Божьего присутствия – в делах, мыслях, молитвах, в терпении, прощении, любви, в воздержании, чистоте помыслов и в словах, которые мы произносим.

 

ПОКЛОНЕНИЕ КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Весть о спасении, уготованном человечеству в Мессии, Иисусе Христе, распространившаяся в мире, дошла и до нас. Мы услышали Божий призыв вернуться домой, и словно блудный сын, стремимся домой не столько ради того, чтобы обрести благополучие и богатство, сколько ради того, чтобы просить прощения в надежде на мир с нашим Небесным Отцом.

в начало страницы

 

 

ГЛАВА 3: Заметки на полях

НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ СОБРАНИЯ

Для того чтобы у собрания были ясные очертания, можно использовать формулы, которые дают собравшимся понять, что собрание началось и что оно закончилось.
Для начала собрания можно использовать приветствие из писем апостола Павла – «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!..» или провозглашение, принятое в православной традиции – «Благословенно царство Бога Отца, Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков!» В Писании есть много других хороших мест, которые могли бы открывать собрание: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2:14), «Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его…» (Мих. 4:2) и т. д.
Это важно, потому что начало задает тон собранию. Когда в самом начале звучит торжественный псалом или слова восхваления Божьего Имени, собрание поднимает нас над суетой.
В конце собрания, после объявлений и молитвы, должна быть фраза, обозначающая, что собрание закончено. В качестве завершения собрания можно использовать разные тексты, например: «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек» (Пс. 112:2), одна из классических формул – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами. Аминь» (2 Кор. 13:13) или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22:21).
В лютеранской традиции, например, звучат слова – «Идите с миром и служите с радостью».
В контексте великого поручения в конце можно было бы исполнять гимн «Несите мир, несите свет, Царства Божьего весть...»
Другой замечательный текст для окончания собрания мог бы быть связан с обетованиями о Грядущем Царстве Божьем: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откровение 22:4-5), в связке с этим текстом хорошо прозвучит песнопение «Мы соберемся на Сионе».
Можно использовать благословение Аарона из Книги Чисел: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6:24-26) и пр.

 

ВЕДУЩЕМУ ПЕНИЕ

Вести пение в общине, это значит не столько петь самому, сколько вслушиваться в пение общины.
1) Ведущий сам должен хорошо знать песни, которые выбирает для общины. Желательно знать их наизусть.
2) Обращайте внимание на то, насколько ясно вы начинаете песню. От первых нескольких нот выстраивается лад, тональность, в которой песня будет жить.
3) Ведущему пение не нужно стараться постоянно петь громче всех. Если вы чувствуете, что община хорошо знает песню и может петь без вашей помощи, не нужно стараться петь громче всех. Иногда стоит попробовать петь немного тише, или петь еле слышно, прислушиваясь при этом, как поет сама община.
4) Не нужно дирижировать постоянно, достаточно задать хороший темп в начале песни и поддерживать его, давая новые импульсы в начале куплетов или припевов.
5) Иногда бывает уместно запевать песни с места, особенно если вы уверены, что это такая песня, которую все хорошо знают и могут легко подхватить.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Иногда мы оказываемся не вовлечены в богослужение, а отвлечены. Иногда мы входим в дверь, но остаемся за дверью, наши мысли сосредоточены на чем-то другом, мы думаем о своем. В таком состоянии поклонения Богу не происходит, происходит какая-то подмена, видимость. Почему же мы по-прежнему приходим в собрание церкви: кому-то нравится встречаться с другими людьми, узнавать новости, кому-то нравятся песнопения, кто-то любит послушать умных людей, все это хорошие причины для посещения богослужения, но это не то, что называется поклонением Богу.
Поклонение не происходит вдруг само по себе, поклонение происходит тогда, когда люди собираются с целью прославить Бога – мы должны приходить в собрание с намерением приблизиться к Богу и помочь другим сделать то же самое.
Бог сотворил нас для того, чтобы мы находились в общении с Ним. Поклонение является способом восстановления этого общения в падшем мире. Главное, чего хочет Бог, это восстановить отношения человечества с Ним. Бог стремится очистить нас, соединить нас с Собой через веру в то, что Он сделал для нас на кресте. Поклоняясь, мы не просто отмечаем какую-то идею о Боге или какой-то аспект Его сущности, мы приближаемся к Самому Богу. Поклоняться Ему – значит врастать в Него, погружаться в покой и безопасность Его присутствия. Это помогает нам приготовиться к Его присутствию, когда Он снова придет. Люди обычно становятся похожими на того, с Кем проводят время. В своей самой простой форме поклонение – это время, проведенное с Богом ради уподобления Ему. Поклонение есть признание Бога тем, Кто Он есть, осознание человеком себя тем, кто он есть и его соответствующая реакция на это. Поклонение утверждает достоинство Бога и немощь человека. Она напоминает нам о нашей зависимости от Бога.

 

в начало страницы

 

Яндекс.Метрика